Промышленность

 
Машиностроение:
задачи, проблемы, решения
автор: Василий Толоко

Экономика Тверской области сильно диверсифицирована: в отличие от восточных регионов России наша область не имеет четко выраженной промышленной специфики. Тверская область – это эклектичное сочетание добывающей и легкой промышленности, деревообработки и машиностроения, химического производства и электроэнергетики. И все же в структуре нашей экономики именно машиностроительная отрасль является доминирующей, поскольку на ее долю приходится более трети ВРП.

Сегодня продукция машиностроительной отрасли, за редким исключением, не соответствует международным стандартам. Это не вина машиностроителей, а их беда
 

Внешне благополучную отрасль терроризирует масса проблем: непрогнозируемый рост цен на энергоресурсы, сырье и комплектующие детали; изношенное состояние основных фондов; устаревшие технологии; запредельный уровень старения кадров и нехватка специалистов

 

Машиностроение неоднородно и включает в себя много подотраслей. Часть из них рентабельна, в других более сложная ситуация. В Тверской области успешны предприятия транспортного машиностроения и компании, производящие строительную технику: их включенность в производственную цепочку госкорпораций обеспечивает постоянный заказ.

Долгое время считалось, что заниматься  машиностроением невыгодно в связи с долгосрочностью инвестиций в эту отрасль.  Довольствовались китайской, европейской техникой и оборудованием. Потом порочность такого подхода стала очевидна, ведь без опережающего развития машиностроения невозможно обеспечить достойные темпы роста энергетики, транспорта, сельского хозяйства и социальной сферы. Поняв ошибку, напряглись – восстановили производство, более-менее стабилизировали внутренний рынок. Так, объем производства в машиностроении Тверской области только за последние три года увеличился в полтора раза. Тем не менее, какими бы ни были успехи в отрасли, они минимальны. Я считаю бравурное сопоставление нынешних достижений с предыдущими годами дурным тоном: по сравнению с динамикой развития отрасли в развитых странах это сравнения с показателями практически нулевой отметки.

Хорошие результаты сегодня демонстрируют лишь отдельные крупные предприятия области, но вагонзавод или «Пожтехника» – это еще не все машиностроение. Нашу экономику формируют не только мастодонты РЖД и «ГАЗ», но и несколько десятков предприятий, производящих сельхозтехнику, станки, машины для дорожного строительства и т.д. Их вклад я оцениваю ничуть не меньше, так как у этих производителей иные стартовые позиции, им приходится больше бороться за выживание.

В целом по отрасли рост производства нестабилен. Нужно принимать во внимание и общефедеральные тенденции, поскольку наш регион – часть единого экономического организма. Неприятный факт: в июне, впервые за полтора года, произошел спад производства в российском машиностроительном комплексе. Это связано с ослаблением инвестиционного и потребительского спроса, а также рядом других факторов. Отрасль капиталоемкая, требует серьезных инвестиционных вложений, поэтому в числе первых окажется под ударом мирового финансового кризиса, который затронул и российский рынок. Машиностроительное производство зависит от «длинных денег», а банки сегодня стремятся отказаться от долгосрочных кредитных программ. В этой связи многое зависит от намерений наших ведущих партнеров – Сбербанка и ВТБ – относительно перспектив сотрудничества с предприятиями машиностроения. Администрация готова вести с ними переговоры по этому поводу.

Недавно на встрече с руководителями машиностроительных предприятий мы обсуждали проблематику и перспективы развития отрасли. Эта тема неоднократно поднималась и «Точкой роста». Внешне благополучную отрасль терроризирует масса проблем: непрогнозируемый рост цен на энергоресурсы, сырье и комплектующие детали;  изношенное состояние основных фондов; устаревшие технологии; запредельный уровень старения кадров и нехватка специалистов. Для многих подотраслей характерна нестабильность в сохранении старых и завоевании новых рынков сбыта. Сегодня продукция машиностроительной отрасли, за редким исключением, не соответствует международным стандартам. Это не вина машиностроителей, а их беда.  Поэтому ключевые задачи в повестке сегодняшнего дня – это производство конкурентоспособной продукции и повышение производительности труда.

Сложившаяся ситуация должна решаться на двух уровнях – федеральном и региональном. На федеральном уровне решаются наиболее болезненные вопросы – таможенного и налогового регулирования. Региональная власть берет на себя обязательства по разработке «местных» инструментов поддержки отрасли – различного рода субсидирования за счет средств областного бюджета, в том числе кредитов, компенсации лизинговых платежей, а также совместных программ обеспечения строительства жилья для работников отрасли. Последние меры помогут привлечь в отрасль молодых высококвалифицированных специалистов.

Нам необходимо поддерживать производства внутреннего регионального рынка. Сегодня мы оказываем поддержку крупным инвесторам, готовым вложить в нашу экономику не менее 150 миллионов рублей. Безотносительно к тому – «свои» это предприятия или пришли «со стороны». Недавно администрацией области был принят порядок субсидирования 4% налога на прибыль, налога на имущество. Преимущественная ставка на «сильных» не случайна: именно их работа обеспечит серьезные налоговые отчисления в региональный бюджет в ближайшем будущем, именно эти предприятия создадут 40 тысяч новых рабочих мест. Сегодня более половины доходов бюджета уходит на социальные нужды: мы должны повышать зарплату бюджетникам, улучшать качество здравоохранения и образования, залатать дыры в ЖКХ, строить и ремонтировать дороги. Чтобы равноценно поддерживать менее крупные предприятия, нужно наращивать доходную базу бюджета.

Другая проблема связана с тем, что сегодня машиностроители испытывают трудности при получении «длинных» инвестиционных денег.  Производственные технологии совершенствуются за счет привлеченных денег. У нас собственные средства предприятий составляют порядка 80% от объема инвестиций. В развитых странах соотношение обратное – на заемные средства приходится 70–80% инвестиций.  И здесь государство готово подставить плечо. Во-первых, нужно совместно с производственниками и банками разработать проект создания совместных кредитных продуктов для предприятий машиностроительной отрасли. Во-вторых, областной бюджет уже сейчас предоставляет 50% субсидию на погашение процентной ставки по кредитам для предприятий. В-третьих, скоро заработает механизм компенсации затрат на подключение к энергосетям и водоснабжению для малого бизнеса. В-четвертых, нужны программы по стимулированию лизинговых инвестиций на уровне регионального бюджета. Целесообразно рассмотреть варианты снижения финансовой нагрузки на предприятия, которые модернизируют производство с помощью лизинга. До конца этого года эти инструменты должны быть предусмотрены в долгосрочной целевой программе поддержки машиностроительной отрасли на 2010–2012 годы.

Тем не менее, предприятиям нужно пытаться стоять на собственных ногах, а не опираться на государственный костыль. По моему убеждению, самый высокий барьер в бизнесе – отнюдь  не административный, а инертность менеджмента. Времена, когда госбюджет выделял деньги в надежде на отдачу в долгосрочной перспективе, давно прошли. Сегодня все государственные целевые программы реализуются только на условиях софинансирования. Это мера принудительной мобилизации ресурсов промышленности – верный стратегический ход правительства. В новых экономических условиях нужно забыть о потребительской риторике и предлагать государству партнерские программы сотрудничества.

Еще одна тема – дисбаланс на рынке труда.  Я убежден, что решение этой проблемы нужно снимать с «ручного управления» и создавать систему. И это, в первую очередь, задача департамента образования. Профессиональное образование должно «убивать трех зайцев» – удовлетворять количественный запрос реального сектора экономики на специалистов, обеспечить качество подготовки этих специалистов и готовить кадры с учетом текущих потребностей конкретных отраслей, не допуская диспропорции. Для решения этих задач нужна модернизация системы профобразования. Этот проект уже разработан, и реформа начнется  в следующем году. Я убежден, что региональный кадровый ресурс нужно формировать только при непосредственном участии конечного потребителя в заказе, т.е. самих промышленных предприятий.

Другой аспект проблемы связан с обеспечением социальных условий для нового поколения работников производственной сферы, которых мы должны выращивать для себя, а не Московской области. Нужна социальная инфраструктура – жилье, детские сады и школы, центры досуга и культуры, в противном случае мы опять вложим бюджетные деньги в образование будущих москвичей и питерцев. Машиностроители предлагают администрации области рассмотреть программу паритетного финансирования строительства жилья для работников отрасли. Это здравая идея, однако, с моей точки зрения, целесообразна иная пропорция софинансирования. Сегодня мы готовы обсуждать субсидирование в размере 15% первого взноса по ипотечному кредиту. Дополнительные 15% оплатит предприятие, оставшаяся сумма – это ипотека, которая будет погашаться собственником жилья. Другое предложение машиностроителей – передачу дошкольных образовательных учреждений предприятиям – считаю  преждевременной. Непрофильные активы, сброшенные в 90–е годы с баланса предприятий (детсады, лагеря отдыха), теперь являются собственностью муниципальных образований. Обеспечивать внеочередные места в детских садах для работников машиностроительной отрасли в принципе невозможно, поскольку это ущемит права других жителей области. Действительно, детских садов в области катастрофически не хватает, их нужно строить. Единственное решение в данном случае – это компромиссное соучастие государства и бизнеса в реанимации системы дошкольного образования. В будущем году в областном бюджете предусмотрены средства на строительство 10 новых детских садов в районах области и 2–х в Твери. Предприятиям необходимо задуматься о строительстве новых объектов – по современным стандартам, отвечающим сегодняшним техническим и образовательным требованиям.

Все отраслевые проблемы, безусловно, взаимоувязаны. Существует прямая зависимость между ростом производительности труда и модернизацией технической базы. Однако мне представляется, что сегодня формула производственного успеха несколько утрируется. Ведь любые технологические инновации не формируют долгосрочных преимуществ просто потому, что они доступны и конкурентам. Важно принимать во внимание третью составляющую – эффективный менеджмент производства, позволяющий за счет совершенствования процессов использовать с другим уровнем эффективности имеющийся у отрасли потенциал.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК