Торговля

 
Розничные рынки автор: Виталий Синода
До недавнего времени федеральное законодательство нашей страны не содержало унифицированных правил организации работы розничных рынков. В таких условиях деятельность розничных рынков носила беспорядочный характер, что вызывало частые и обоснованные нарекания со стороны потребителей и со стороны производителей товаров. Проведя анализ ситуации в этой сфере, на уровне правительства был принят ряд законодательных актов, которые призваны регулировать деятельность по организации рынков на федеральном уровне и устанавливать как меры ответственности, так и меры по поддержке производителей и продавцов отечественной продукции.
 
Если на рынке продают пищевые продукты животного или растительного происхождения, то на его территории должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы
 

В апреле 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Это первый нормативно-правовой акт федерального уровня, регулирующий вопросы организации и деятельности розничных рынков.

Данный закон подразделяет розничные рынки на две категории: универсальные и специализированные. Организация и деятельность каждого из них подчиняются отдельным правилам. Так, если менее 80% торговых мест от их общего количества на рынке предназначено для продажи товаров одного класса, рынок будет считаться универсальным. Рынки, на которых количество торговых мест для продажи товаров одного класса составляет 80% и более от их общего числа, относятся к специализированным.

Если на рынке разрешается торговать только сельскохозяйственной продукцией, то он входит в категорию специализированных рынков и называется сельскохозяйственным.

Законом также определены основные составляющие рынка, дано понятие «розничный рынок», разграничены термины «розничный рынок» и «ярмарка».Ярмарки, в отличие от розничных рынков, носят временный характер, и правила их организации устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а не Законом о рынках. Под розничным рынком теперь следует понимать имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имеющий в своем составе торговые места. Каждый розничный рынок должен иметь «паспорт безопасности» – документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической. Перечень содержащихся в этом документе сведений и требования к его оформлению устанавливаются Правительством РФ. Обязателен также реестр продавцов, причем на каждого человека должен быть заведен документ, содержащий все основные сведения о продавце, реестр договоров, схема размещения торговых мест, согласованная с органами Роспотребнадзора и т.д.

Закон о рынках призван упорядочить создание розничных рынков таким образом, чтобы они распределялись на территории субъекта РФ с учетом потребностей населения. Поэтому рынки должны быть организованы в соответствии с планом, утвержденным органами государственной власти субъекта РФ. В нем определяются места расположения рынков, их количество и типы. За организацию деятельности по продаже товаров (работ, услуг) на розничном рынке отвечает управляющая компания. Она осуществляет обустройство, оборудование и содержание рынка. Кроме того, управляющая компания формирует и ведет реестр договоров о предоставлении торговых мест и реестр продавцов. Управляющей компании при планировке, перепланировке и застройке рынка, при реконструкции и модернизации зданий придется соблюдать все нормы и правила, которые устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ. В частности, должны соблюдаться требования к установленному в данном регионе минимальному и максимальному размеру площади рынка и площади торговых мест. Также законом о рынках предусмотрен ряд требований к оборудованию рынка. Например, на нем должна быть обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств арендаторов, продавцов и покупателей. При входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов России, с указанием типа рынка, его наименования, режима работы, наименования управляющей рынком компании.

Если на рынке продают пищевые продукты животного и (или) растительного происхождения, то на его территории должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Кроме этого, для нормального функционирования рынка необходимо обеспечить соответствующие законодательным нормам условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров.

Во исполнение ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» администрацией Тверской области принято Постановление № 132-па «О розничных рынках на территории Тверской области» и дополнение к данному Постановлению № 366-па. Согласно плану организации розничных рынков на территории Тверской области должно быть открыто 66 объектов в 37 муниципальных образованиях. Розничный рынок должен быть организован в каждом районе Тверской области. Планируется открытие 55 универсальных, 3 сельскохозяйственных, 4 вещевых, 3 продовольственных и одного специализированного авторынка. В настоящее время 32 управляющие компании (37 рынков) получили необходимое разрешение.

 Перспективный план развития розничных рынков предусматривает к 1 января 2010 года строительство семи новых розничных рынков на  территории Тверской области.

Федеральный закон №271-ФЗ в срок до 1 января 2010 года предусматривает реконструкцию существующих рынков и строительство стационарных зданий (павильонов), которые будут обеспечены городскими сетями водоснабжения, канализации, отопления, освещения. Следует рассчитывать на то, что в соответствии с принимаемыми мерами улучшится качество и безопасность реализуемых товаров (продуктов) в розничной сети, а вследствие этого уменьшится число жалоб от населения.

В соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года № МФ-П12-12 проведение мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации на рынках, возложено на представителей территориальных органов Роспотребнадзора, МВД, ФМС, ФНС и Роструда. Координация работы по осуществлению проверочных мероприятий между территориальными органами  возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

С 1 января 2007 года и по настоящее время проводятся совместные проверки по контролю и надзору за оказанием услуг потребителям и заказчикам в сфере розничной торговли на рынках и вне магазинов, по обеспечению должного санитарного состояния и содержания объектов рыночной торговли.

Информация о результатах мероприятий по контролю и надзору и принимаемых мерах направляется еженедельно в вышестоящие органы по подчиненности, ежемесячно – в органы исполнительной власти.

Специалистами Управления Роспотребнадзора совместно с УВД, ФМС, ФНС, государственной инспекцией трудаза период с 29.12.06 г. по 01.06.2008 г. проверено 8050 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на рынках региона. За нарушения в сфере защиты прав потребителей и несоблюдение санитарных норм и правил составлено 9772 протокола об административном правонарушении.

Можно отметить, в связи с тем, что ответственность за выполнение требований санитарных норм и правил возложена не только на предпринимателей, торгующих на розничных рынках, но и на управляющие компании прослеживается тенденция к сокращению числа нарушений.

Федеральным законом от 19 июня 2007 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение правил организации деятельности по продажам товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» внесены изменения в главу 14: дополнено статьей 14.34, которая предусматривает ответственность управляющих компаний за торговлю на розничных рынках без разработки и утверждения схемы размещения, отсутствие договоров о предоставлении торговых мест и т.д. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – до 50 тысяч рублей, на юридических – до 500 тысяч рублей.

На данном этапе специалисты Управления Роспотребнадзора по Тверской области большое внимание уделяют организационно-разъяснительной работе с Главами муниципальных образований, представителями управляющих компаний, а также всех заинтересованных структур о необходимости скорейшей реализации Федерального Закона «О розничных рынках…».

Но, к сожалению, можно констатировать, что органами местного самоуправления до настоящего времени не принимаются должные меры для организации розничных рынков на заявленных территориях региона. Также к данной работе не привлекаются управляющие компании, отсутствуют необходимые схемы размещения торговых мест на рынках, согласованные с Управлением Роспотребнадзора.

До настоящего времени в соответствии с п. 2 статьи 1 Федерального закона № 271-ФЗ «О розничных рынках…» не принят нормативно правовой акт субъекта Российской Федерации, регламентирующий порядок организации деятельности ярмарок на территории Тверской области. И отсутствие данного нормативно-правового акта позволяет осуществлять подмену понятий «розничный рынок» и «ярмарка», что совершенно недопустимо.

В то же время, пользуясь сложившейся ситуацией, 8 розничных рынков, заявленных в плане организации, в нарушение действующего законодательства переведены главами администраций некоторых районов в статус ярмарок. По данным фактам были вынесены обоснованные протесты органами прокуратуры, но до настоящего времени деятельность розничных рынков на территории Тверской области в целом не приведена в соответствие с положениями, изложенными в Федеральном Законе.

Принятие нормативно правовых актов, касающихся деятельности розничных рынков и ярмарок на территории Тверской области, позволит повысить качество оказания услуг потребителям в сфере розничной торговли, вне магазинов и обеспечит должное санитарное состояние, содержание объектов рыночной торговли. Конечно, наивно было бы рассчитывать на то, что Закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также постановления администрации Тверской области моментально изменят крайне запущенную годами ситуацию на розничных рынках. Но хотелось бы надеяться, что это та платформа, на которой будет возводиться здание цивилизованного розничного рынка во всей России в целом, и в частности в нашем Тверском регионе.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:

Рынки - источник занятости населения, и если они закроются, то страна лишится огромного количества рабочих мест. ВЫЙДУТ НА УЛИЦЫ 6 МЛН. - МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ

Анатолий Бодров

11.10.2011

«Вы пустили в страну сети – лучше бы вы пустили танки»!!

Анна Соколова

12.10.2011

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК