Ситуация

 
Мигранты автор: Антон Алексеев
США, Канада и Австралия – государства, возникшие в результате миграции. Во многих странах экономическое развитие целых отраслей напрямую связано с миграционными процессами. Примером могут служить китайские рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Также мигранты заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60–80% миграции в Германию и Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без мигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации Доминиканской Республики, Малайзии и Испании.
Ежегодно в Россию въезжают миллионы иностранных граждан. Причины различны. Это въезд в качестве туристов и деловые поездки, учеба и осуществление трудовой деятельности.
 
В Тверском регионе можно выделить три направления миграции: трудовая; иностранные студенты; мигранты в рамках программы переселения соотечественников
 

Регулирование и контроль всех миграционных отношений возложен на Федеральную миграционную службу (Положение «О Федеральной миграционной службе»), а при установлении трудовых отношений с иностранным гражданином частично и на Федеральную службу занятости населения (Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Миграционные процессы – это не только пересечение гражданами одной страны границ другого государства и пребывание некоторое время на его территории, но и сложная взаимосвязь политических, экономических, демографических, социальных и культурных факторов, которые способствуют развитию темпов миграции или, наоборот, приостанавливают их. Человеческий ресурс во все времена считался самым востребованным и дорогим, т.к. человек является носителем информации, тех знаний и навыков, в которых нуждается та или иная область деятельности человека, то или иное государство. Взаимоотношения между различными странами складываются по-разному, и зачастую политика, направленная на регулирование миграционных процессов между ними, зависит именно от напряженности межгосударственных отношений. Но и отдельно взятый регион в каждой стране имеет свои особенности и приоритеты миграционного развития внутри общегосударственной политики.

В Тверском регионе можно выделить три направления миграции: трудовая; иностранные студенты; мигранты в рамках программы переселения соотечественников.

Последние годы Тверская область стала инвестиционно привлекательным регионом как для российских, так и для иностранных компаний. Выгодное географическое расположение Твери и экономическая политика области способствуют динамичному развитию строительства, промышленности, торговли, сферы услуг и, как следствие, – рынка труда в регионе.

Но это не единственная причина нехватки трудовых ресурсов, а совокупность разноплановых причин.

Во-первых, неблагополучная демографическая ситуация. При площади, равной территории Австрии, в Тверской области проживают около 1,5 млн. человек. При этом количество пожилых людей составляет порядка 60% от общего числа населения, как следствие – ежегодная смертность в регионе превышает рождаемость.

Во-вторых, благосостояние российских граждан за последние годы значительно улучшилось, и у них нет желания устраиваться на непривлекательные виды работ. Многие граждане сами стремятся стать работодателями.

В-третьих, молодое поколение не считает престижным учебу в профессионально-технических училищах, что увеличивает дефицит рабочих специальностей.

В-четвертых, существует нехватка высококвалифицированных специалистов в определенных областях. Прежде всего это касается технических специальностей. Не секрет, что семь из десяти абитуриентов предпочитают поступать в гуманитарные вузы.

В-пятых, расположение Твери между двумя столицами провоцирует отток населения, в большинстве своем молодого, в мегаполисы.

Вышеизложенные причины прежде всего порождают такой вид миграции, как трудовую. Безработица и низкий уровень жизни, а также перенаселенность соседних стран, заставляют их население ехать в поисках лучшей доли в Россию. Это наиболее массовое и наиболее сложно управляемое с административной точки зрения течение из общего потока мигрантов.

Межправительственное многостороннее соглашение о взаимных безвизовых поездах, заключенное между Россией и рядом стран членов СНГ, распахнуло российские границы для миллионов бывших соотечественников. На сегодняшний день, как по всей России, так и в Тверской области, сформировались целые сегменты рынка труда, в которых преобладают мигранты. Строительные рабочие специальности, дорожные рабочие, уборка улиц и территорий, водители маршрутных такси, сфера розничной торговли – наиболее распространенные области привлечения трудовых мигрантов.

Для работодателя привлечение иностранных работников может быть быстрым и недорогим способом разрешения его потребности в рабочей силе, только при условии нарушения действующего законодательства. В соответствии с Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» и некоторыми другими нормативными правовыми актами, основными этапами привлечения иностранных работников юридическим лицом являются:

– получение заключения о целесообразности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в органах службы занятости населения (3–4 недели);

– получение разрешения на привлечение иностранных работников в ФМС (1–2 месяца);

– получение разрешения на осуществление трудовой деятельности для иностранного работника в ФМС (1–2 недели).

А для юридического лица, приглашающего иностранных работников, въезжающих в визовом порядке, это еще:

– постановка организации на учет в ФМС в качестве приглашающей иностранных граждан (примерно 1 неделя);

– получение приглашения для иностранного гражданина в ФМС (1 месяц).

Конечно, некоторые процедуры получения разрешительных документов можно осуществлять параллельно и ускорять ходатайствами, тем самым, сократив общий срок сбора документов до двух месяцев. Прибавьте сюда время, затраченное на подготовку и сбор всех необходимых бумаг, и время (после получения всех разрешений) на уведомление соответствующих государственных органов о привлечении иностранных работников и регистрирование иностранцев по месту их временного пребывания.

Поэтому работодатель не спешит преодолевать административные барьеры, а предпочитает просто их обойти, рискуя подвергнуться существенным штрафам – от 10 000 до 1 000 000 рублей за различные правонарушения. Однако иностранные инвесторы, вынужденные прибегать к привлечению иностранных работников из дальнего зарубежья, напротив, стремятся соблюсти все нормы российского законодательства. И это не незнание «особенностей» рынка труда в России, а другие менталитет и правосознание, которых не хватает российским работодателям.

Основными проблемами нахождения иностранных работников на территории РФ остаются жилищные условия и санитарно-эпидемиологическое состояние. Не секрет, что работников из ближнего зарубежья чаще всего размещают в помещениях того объекта, где они работают, или селят до 20 человек в однокомнатной квартире. О соблюдении санитарно-эпидемиологических норм проживания говорить не приходится, как и о медицинском освидетельствовании иностранных работников. А если привлечение таких иностранцев идет в пищевую отрасль? Проблема всем известна, но ее актуальность никто не отменял, как и Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации». И здесь необходимо говорить о низкой не только правовой, но и общей культуре работодателя, прибегающего к таким методам трудоустройства, отсутствии порядочности и деловой репутации.

Обеспечив взвешенную и продуманную миграционную политику, Тверская область получит толчок к развитию сразу по нескольким направлениям.

1. Восполнятся те сегменты рынка труда, в которых существует дефицит рабочей силы. Здесь необходимо налаживать систему миграционного учета и контроля иностранцев таким образом, чтобы не только иностранные граждане были заинтересованы в трудоустройстве «по закону», но и работодатель мог бы не «бояться» трудоустраивать иностранных работников законным путем, то есть должна быть взаимная заинтересованность между иностранным работником и российским работодателем.

По данным Федеральной службы статистики (см. таблицу) численность работающего населения в Тверской области с каждым годом стабильно снижается. Многие выходцы из ближнего зарубежья получили высшее образование в Советском Союзе. Они могли бы применить имеющиеся у них знания на тверских предприятиях, пройдя соответствующую переподготовку. Прежде всего это относится к техническим специальностям. Переподготовка и обучение иностранных кадров, обладающих базовыми знаниями и владеющих русским языком, дешевле, чем обучение специалиста с нуля, тем более что процесс переподготовки можно производить без отрыва работников от производства.

2. За счет мигрантов реализуется программа демографического развития России в рамках Тверской области. Во все времена миграция была достаточно быстрым и действенным способом увеличения населения как отдельной области, так и страны в целом. Следствием увеличения населения является увеличение спроса на товары и услуги, что положительно сказывается на росте производства.

3. Повышается конкурентоспособность производимых областью товаров вследствие более низкой стоимости иностранной рабочей силы, что способствует улучшению экономического климата региона. Увеличивается конкуренция и на рынке труда, а как следствие – уровень профессионализма работников.

4. Мигранты – это не только рабочие руки, но и носители культуры той страны, выходцами которой они являются. Это особый менталитет, обычаи и традиции, которые могут обогатить культуру Тверского региона.

Обеспечив на территории Твери и области толерантную национальную политику, власти могут увеличить миграционную привлекательность региона. Первым шагом может стать взаимодействие властей с национальными диаспорами Твери. Такой разумный, регулярный и взаимовыгодный диалог смягчил бы национальную напряженность в регионе и повысил его престижность.

Из вышеперечисленного отчетливо видно, что трудовая миграция может выступить катализатором прежде всего экономического и демографического развития региона, а оба эти процесса являются многогранными и взаимосвязанными, и как следствие – регион начинает развиваться в целом по всем направлениям. Наличие «здорового» рынка труда также повлечет за собой всплеск развития социальной и культурной сфер, областной инфраструктуры.

Миграционная политика Тверской области должна быть продуманной и сбалансированной, с учетом интересов и потребностей местных жителей и иммигрантов. Это может выражаться в следующем:

1. Повышение правовой грамотности трудовых мигрантов, прибывающих в тверской регион, становится одним из приоритетов развития политики области в данном направлении. Знание своих законных прав и обязанностей, а также ответственности за нарушение российского законодательства трудовым мигрантом в большинстве случаев вынуждало бы работодателя прибегать к трудоустройству иностранцев по закону. Департаментом занятости населения Тверской области могут быть организованы курсы ликвидации правовой неграмотности для иностранных работников и их работодателей.

2. Создание областной базы данных как иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории региона в соответствии с законодательством, так и прибегающих к их услугам работодателей. Это не только позволит усилить контроль за трудовыми отношениями с участием иностранных граждан, но и упростит подбор работодателем иностранных рабочих кадров.

3. Усиление надзора за работодателем со стороны органов Федеральной миграционной службы и трудовой инспекции.

Перечисленное выше делает максимально невыгодными нелегальные трудовые отношения, снижает уровень правонарушений в данной области.

4. Является целесообразным принятие целевой областной миграционной программы развития Тверской области. В настоящее время миграционная программа региона осуществляется только в рамках федеральной программы переселения соотечественников.

5. Воспитание в обществе национальной терпимости.

6. Улучшение условий работы сотрудников Федеральной миграционной службы. Нельзя говорить о продуктивном развитии миграционных отношений в регионе, если для сотрудников органа, регулирующего миграционное управление, не созданы нормальные рабочие условия. При таком положении дел не будет нормальных условий и для приема мигрантов, работодателей и их представителей.

Помимо привлечения иностранных специалистов на территорию Тверской области, не менее важна (но менее очевидна) подготовка квалифицированных рабочих и управленческих кадров в самом регионе, популяризация через средства массовой информации тех специальностей и профессий, нехватка кадров в которых наиболее ощутима, что является задачей не только региональных властей, но и крупных работодателей. Прибегая к услугам наемных иностранных работников, региональный работодатель получает краткосрочную выгоду, а принимая участие в профессиональной подготовке будущих специалистов, он делает инвестиции, которые будут приносить доход продолжительное время. Сегодня студент не имеет никаких гарантий по трудоустройству после окончания учебы. Не устроившись на работу по полученной профессии по месту жительства, он ищет работу в другом регионе или в других областях деятельности. Глупо, не используя имеющие ресурсы, пытаться решить кадровый голод за счет иностранной рабочей силы. Тем более что трудовая миграция имеет ряд негативных моментов:

– отток денежных сумм за границу;

– вытеснение местного населения из отдельных областей трудового рынка;

– неуплата налогов при нелегальном привлечении иностранных работников;

– повышение уровня преступности и правонарушений;

– затраты по выявлению и выдворению из страны нелегальных мигрантов.

На сегодняшний день миграция является необходимой составляющей для развития экономики России и Тверской области в частности. Сумеет ли Россия избежать негативных последствий миграционной открытости, с которыми столкнулись страны Западной Европы, зависит от действий, которые мы сегодня предпримем. Но уже сейчас понятно, что, только обеспечив оперативное и эффективное взаимодействие всех участников правоотношений по трудоустройству иностранных работников, учитывающее их интересы и интересы местного населения, мы сможем легализовать миграционный процесс и превратить его в мощный ресурс экономического развития как страны, так и тверского региона.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК