Слуга народа

 
Эффективное законотворчество автор: Андрей Епишин
Связь между уровнем развития законодательства и инвестиционной привлекательностью той либо иной территории – прямо пропорциональна. В идеале – все формы государственной поддержки инвесторов должны быть изложены в виде законодательных и нормативных актов. Инвестиционная стратегия каждого региона должна содержать четкое определение доли участия государства в реализации тех или иных инвестиционных проектов.
 
Современное состояние экономического развития по-прежнему характеризуется низким уровнем капитализации многих предприятий, высокой степенью износа их основных фондов. В этих условиях особую важность приобретает стимулирование притока инвестиций в основной капитал
 

Существует мнение, что власть и бизнес всегда будут находиться в противоречии.Хочу уточнить:бизнес всегда дискутирует с властью, и это абсолютно нормально, поскольку связано с самой природой бизнеса и власти. Задача законодателей – регулировать эти отношения таким образом, чтобы власть создавала лучшие условия и твердые правовые гарантии для развития бизнеса.

Депутаты Законодательного Собрания Тверской области последовательно решают задачу создания благоприятного режима работы для инвесторов. Законы, принятые областным парламентом, включают в себя эффективные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Мы стремимся принимать нормативные правовые акты, призванные стимулировать приход в регион крупных инвесторов с высокотехнологичными проектами.

Например, высокую оценку бизнес-сообщества получил закон Тверской области «Об условиях и порядке предоставления субвенций инвесторам».

В Законе предусмотрены следующие меры привлечения инвесторов. В случае, если объем инвестиций по проекту за 3 года превысит 150 млн. рублей, инвестор  освобождается от уплаты налога на прибыль в размере 4- и 100-процентной уплаты налога на имущество (уплачиваемых в региональный бюджет) на срок окупаемости проекта, но не более чем на 7 лет. Также законом предусмотрена компенсация 50% по кредитам, взятым в банке на реализацию инвестиционных проектов, в сумме до 5 млн. рублей. Данный закон уже получил достаточно высокую оценку как экспертов, занимающихся оценкой регионального инвестиционного законодательства, так и самих инвесторов.

В перспективе развитие полноценной нормативно-правовой базы региона, стимулирующей его инвестиционное развитие, должно вестись по трем направлениям:

Малый бизнес – на пороге новой эпохи

Первое – институциональная поддержка малого и среднего бизнеса. В Законе Тверской области «О поддержке и развитии малого предпринимательства» и областной целевой программе «Поддержка малого предпринимательства в Тверской области на 2008-2010 годы» уделяется должное внимание созданию равных, общедоступных возможностей для развития всех субъектов предпринимательства, устранению административных барьеров, максимальному упрощению доступа к кредитным ресурсам.

Критерии деятельности на этом направлении просты: рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, увеличение оборотных средств и инвестиций в основные фонды, как следствие, – повышение занятости и уровня жизни населения. В этом плане основные перспективы развития законодательства связаны с более тесным взаимодействием с представительными органами местного самоуправления.

Безусловно, программы поддержки малого бизнеса должны и будут корректироваться. Те меры поддержки, которые были достаточны для предприятий торговли и сферы услуг, будут дополняться и пересматриваться, когда малый бизнес  будет осваивать те или иные производственные сектора.

Лоббирование: своих в обиду не давать

Второе направление – поддержание условий, необходимых для успешного функционирования действующих предприятий и исторически сложившихся производств.

Речь идет об обеспечении  так называемой «точечной модернизации». Сегодня у всех предприятий есть собственники, которые продемонстрировали свою большую или меньшую эффективность и готовы самостоятельно разрабатывать и продвигать инвестиционные проекты по модернизации своих производств. Здесь главное условие – не мешать предприятиям самим выбирать стратегии своего развития и перспективных инвесторов.

Но одновременно целесообразно сосредоточить усилия на освоении инструментов отраслевого лоббирования: защиты и продвижения на рынках исторически сложившихся отраслей промышленности Тверской области: машиностроения, легкой промышленности, лесной и  деревообрабатывающей промышленности.

Необходимо развитие комплексных отраслевых программ, содержащих рекомендации для всех уровней власти и затрагивающих весь производственный и социальный спектр данной отрасли. Например, при разработке такой программы для лесной отрасли  в нее мог бы быть включен весь комплекс мер: от вопросов природопользования – до подготовки кадров для предприятий. Естественно, подобные отраслевые программы стали бы четкими и понятными правилами игры для инвесторов.

Зоны и округа

Третье наиболее перспективное направление – комплексное экономическое развитие целых территорий через создание промышленных округов, технопарков и промышленных зон. Такой подход предусматривает максимальное соблюдение баланса интересов между всеми уровнями власти: расположение зон определялось бы совместно с муниципальными образованиями и давало бы шанс для развития даже депрессивным территориям. Промышленные зоны могут быть созданы в каждом муниципальном районе, а в крупных городах и районах возможно создание нескольких подобных зон. В результате будут задействованы практически все свободные трудовые ресурсы и подготовленные инвестиционные площадки на долгосрочную перспективу. В Тверской области уже есть хороший опыт – промзона «Редкино» в Конаковском районе.

Все формы создания данных зон нашли бы отражение в соответствующих областных целевых программах. А конкретные управленческие решения, для удобства инвесторов и повышения темпов создания зон, могли бы быть оформлены через Администрацию области.

Но на начальной стадии разработки законодательной базы мы столкнулись с проблемой невозможности использовать такой мощный рычаг привлечения инвесторов и стимулирования развития территорий, как налоговые льготы. 

Как известно, федеральное законодательство не позволяет сегодня напрямую оказывать налоговые преференции территориям. Необходимо дать субъектам Федерации право создавать отдельные зоны или площадки, где по усмотрению региона были бы предусмотрены возможности отдельных налоговых льгот и преференций.

Создавать инфраструктуру

Мобильные инвестиционные ресурсы направляются в те регионы, которые располагают условиями для производства конкурентоспособной продукции, имеют меньшие риски и при прочих равных условиях более развитую производственную, социальную и рыночную инфраструктуру. То есть качество жизни в населенных пунктах и муниципальных образованиях напрямую влияет на его инвестиционную привлекательность.

Низкий уровень развития социальной инфраструктуры негативно влияет на общее впечатление инвестора от конкретного региона, ограничивая возможности ведения бизнеса и создавая общее ощущение бедности региона и неэффективности местной администрации.

Поэтому одной из составляющих региональной инвестиционной политики должна быть ее тесная координация с программами развития социальной сферы и поддержки существующей сети социальных учреждений (школ, больниц, очагов культуры, спортивных объектов).  На этой базе работодателю будет легче создавать новые предприятия и производства.

Федеральный фактор

Современное состояние экономического развития по-прежнему характеризуется низким уровнем капитализации многих предприятий, высокой степенью износа их основных фондов. В этих условиях особую важность приобретает стимулирование притока инвестиций в основной капитал. 

Такие масштабные инвестиции в реальный сектор возможны только при осуществлении комплекса мер в налоговой, таможенной и тарифной политике. Продукция российских предприятий должна соответствовать международным стандартам, сама среда деятельности предприятий, общая инфраструктура инвестиционной сферы должна быть аналогична общемировым стандартам развития и гарантировать инвестору права и приемлемый горизонт планирования, соответствующий мировым стандартам.

Считаю, должна идти речь об установлении единых принципов разграничения полномочий в инвестиционной сфере, корректировке федеральных законов с учетом достижений регионального законодательства и координации региональных инвестиционных программ.

В число актуальных необходимых мероприятий в этой сфере должны войти: меры по таможенной, налоговой и правовой защите конкурентоспособных отечественных предприятий; государственное регулирование (включая при необходимости ранжирование цен на продукцию естественных монополий, в первую очередь на топливо, электроэнергию).

Необходимы крупные проекты

Совместно с администрацией области Законодательное Собрание сегодня работает над созданием на территории Тверской области условий, позволяющих предприятиям региона приобрести конкурентные преимущества, а региону в целом повысить конкурентоспособность по сравнению с другими регионами России.

Но такие старопромышленные регионы как Тверская область остро нуждаются в крупных, масштабных проектах по развитию или модернизации целых отраслей.

К сожалению, никто кроме государства пока не выдвигает таких инициатив. «Росэнергоатом» наращивает мощности – строит и проектирует новые блоки Калининской атомной станции, «Российские железные дороги» последовательно модернизируют существующую сеть и готовят проект ВСМ, государство выступило и главным инвестором строительства скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург.

А что же крупный бизнес?

Например, в нашей области насущно необходимо строительство крупного предприятия полного цикла деревообработки с объемом инвестиций 50-100 миллионов долларов. При соответствующем сопровождении МЭРТ поиск такого инвестора и реализация проекта были бы не только возможны, но вполне реальны и взаимовыгодны.

Это касается и такой динамично развивающейся отрасли как строительство. Замечательно, что в регионе реализуется целый ряд инвестиционных проектов новых кирпичных заводов, подписан ряд протоколов о намерениях по созданию современных производств других стройматериалов. Но для настоящего прорыва в отрасли, в том числе и значительного увеличения объемов жилищного строительства в регионе, насущно необходим современный цементный завод (естественно, с учетом жестких требований по экологии).

Необходим приток капиталов и в тверской агропром. Мы возобновили практику дотирования производства мяса и молока из областного бюджета. Свою положительную роль сыграли и мероприятия в рамках нацпроекта. Но в нашем регионе по-прежнему  простаивают мощности мясокомбинатов, хлебокомбинатов. Вместе с тем увеличивается доля продукции из других регионов, а тверские сельхозпроизводители  продолжают вывозить скот на переработку в Клин, а молоко – в Смоленскую и Вологодскую области.

К сожалению, не появляется и новых, узнаваемых, известных в регионе и за его пределами, брэндов пищевой продукции.Не хватает средств?Или фантазии, нестандартных решений?

Уверен, что изучение ситуации и рыночной конъюнктуры позволило бы потенциальным инвесторам найти привлекательные объекты для вложения средств, а предприятиям пищевой промышленности найти источник финансирования для разработки и осуществления инвестиционных проектов.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК